Дебильность фото больных


Три стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения, которую называют еще умственной отсталостью, является патологией, вызванной психическим дефектом. Болезнь способствует возникновению слабоумия, которое становится следствием изменений церебрального характера.

Распространенность патологии

Как много людей на нашей планете страдают от олигофрении? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Дело в том, что для определения патологии существует много методов постановки диагноза «олигофрения», имеющих между собой значительные отличия. По самым приблизительным данным, распространенность недуга находится в пределах от 0,7% до 3%. Причем от него в большинстве случаев страдают представители мужского пола. Женщин же по сравнению с ними в полтора раза меньше.

В определенные возрастные периоды диагностика олигофрении достигает своего пика. Это относится к 6-7, а также к 18-19 годам жизни человека. Перечисленные периоды являются возрастом, когда начинается обучение в школе, а также приближается армейская служба. Самые тяжелые формы олигофрении диагностируются уже в первые годы жизни. А вот патология легкой степени несколько позже. Объясняется это сложностью оценки интеллектуальных способностей, а также психической недоразвитостью в раннем детском возрасте.

Олигофрения является синдромом, на формирование которого способно оказать влияние большое количество различных факторов. Среди них:

  1. Негативные воздействия на организм человека, которые имеют место во время родов, а также в возрастном периоде до 3 лет. Это гипоксия плода или асфиксия при родах, инфекции раннего детского возраста, черепно-мозговые травмы и т. д.
  2. Внутриутробные вредоносные факторы. Среди них вирусные инфекции (герпес, краснуха), гормональные нарушения, а также микробные инфекции (сифилис и токсоплазмоз).
  3. Хромосомные и генетические патологии. Сюда можно отнести болезнь Дауна, различного вида ферментные нарушения и микроцефалию.

Порой классификация олигофрении производится исходя из перечисленных выше причинных факторов. В этом случае выделяют три формы умственной отсталости. Среди них генетическая, внутриутробная и перинатальная.

Помимо этого медицине известно, что сопровождается олигофрения заболеваниями определенного типа. В этот перечень входят:

  1. Гидроцефалия. Этот недуг вызван избыточным накоплением ликвора, которое имеет место в желудочках мозга. Подобное явление возникает в связи с избыточной продукцией этого вещества или затруднением его оттока.
  2. Микроцефалия. Подобная патология вызвана меньшими размерами черепа и мозга.
  3. Фенилкетонурия. Болезнь возникает при нарушениях метаболизма фенилаланина. Вследствие этого происходит образование значительного объема токсичных веществ – продуктов распада этой аминокислоты.
  4. Токсоплазмоз. Причиной данного заболевания является паразитарное поражение организма. Инфекция матери способна проникнуть в плод и вызвать различные пороки развития, в том числе и в головном мозге.
  5. Болезнь Дауна. Эта патология возникает из-за формирования в организме дополнительной хромосомы. Человек при такой болезни выявляется по своему внешнему виду. У него может наблюдаться задержка физического и умственного развития, а также имеют место пороки сердца.

Диагностика патологии

На сегодняшний день медицина научилась распознавать некоторые недуги, которые способны привести к задержке умственного развития. Например, на ранних сроках развития плода диагностируется болезнь Дауна.

Следующий этап выявления патологии имеет место сразу после появления ребенка на свет. Заключается подобная диагностика в скрининговых исследованиях крови на гипотиреоз и фенилкетонурию - заболевания, приводящие к умственной отсталости.

Порой симптомы олигофрении замечают у предположительно здорового малыша. Для точной постановки диагноза в этом случае проводятся обширные исследования. Они заключаются в выяснении истории жизни пациента и его семейного анамнеза. После этого врач производит осмотр больного для выявления у него неврологических и психических нарушений, а также определения тяжести патологии. Далее не обойдется без назначения цитологических, иммунологических и биохимических исследований. Они позволят выявить наличие недугов внутренних органов, дисфункций ферментной системы и наличие врожденных инфекций.

Степени олигофрении

Самым эффективным диагностическим методом для выявления умственной отсталости является определение коэффициента интеллекта. Исходя из полученного результата выделяют следующие стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, а также идиотизм. Однако на сегодняшний день подобная классификация редко используется медиками исходя из этических соображений. Врачи предпочитают указывать на стадии олигофрении нейтральными терминами. Патология в этом случае также классифицируется исходя из полученного коэффициента интеллекта. При этом подразделении олигофрении три стадии имеют следующие степени:

  • легкую – 50-70 баллов;
  • умеренную – 35-50 баллов;
  • тяжелую – менее 20 баллов.

Как видим, чем выше значения коэффициента интеллекта, тем менее выраженной является стадия патологии. Однако традиционное деление патологии позволяет дать более ясную картину недуга. В этом случае как разбивается олигофрения на стадии? Три стадии распределены следующим образом: дебильности соответствует самая легкая и при этом наиболее распространенная форма болезни, имбецильности – средняя, а идиотии – глубокая. Рассмотрим их подробнее.

Дебильность

Болезнь на этой стадии является самым легким и распространенным вариантом умственной неполноценности человека. Причем дебильность, в свою очередь, также группируется по некоторым признакам. По доминирующим проявлениям она может быть дисфорической, астенической, стенической и атонической. Также олигофрения в стадии дебильности может иметь различную степень – легкую, среднюю и тяжелую.

Характеристика больных в стадии дебильности

Люди, страдающие от легкой степени олигофрении, способны запомнить любую информацию. Однако делают они это очень медленно, а затем все быстро забывают. Помимо этого, такие пациенты не способны обобщать и владеть абстрактными понятиями.

Для стадии дебильности характерен конкретно-описательный тип мышления. Такие люди могут говорить лишь об увиденном ими. При этом никаких обобщений и выводов сделано не будет.

Симптомами олигофрении в стадии дебильности являются нарушение понимания логических связей между явлениями и событиями, отсутствие фантазии. Такие люди являются практически самыми честными на свете. Однако подобное имеет место вовсе не из-за их высоких моральных принципов.

Признаками олигофрении в стадии дебильности служат также различные нарушения речи. Больной отличается однообразностью своего рассказа, его безэмоциональностью, примитивным построением предложений и бедным словарным запасом.

Порой на общем фоне патологии может иметь место одаренность человека в некоторых областях. Такие люди иногда способны механически запомнить огромные тексты, имеют абсолютный слух, гениальны в математике или обладают художественным даром.

Также пациенты болезненно воспринимают перемену обстановки. Дело в том, что защищенно и уверенно они чувствуют себя только в привычной для них среде. Такие олигофрены доверчивые и повышенно внушаемые. Именно поэтому их несложно в чем-то убедить, навязав определенную точку зрения, которую они после станут воспринимать как свою собственную. Именно из среды этих пациентов порой выходят не рассуждающие и неуправляемые фанатики, никогда не меняющие своих убеждений. Из-за своей внушаемости такие люди могут стать как вполне нормальными членами общества, так и жестокими, мстительными, злобными и абсолютно асоциальными.

Олигофрения в стадии дебильности порой выражается в излишней возбудимости. А иногда такой человек отличается от остальных своей явной заторможенностью.

Молодых людей, которым поставлен диагноз «дебильность», не призывают на службу в армию, не выдают им права на вождение машины и не разрешают приобретать и хранить оружие. Не примут таких больных на работу в муниципальные и государственные учреждения. Пациенту необходимо систематически наблюдаться у психиатра, что позволит дать шанс на его адаптацию в социуме.

Распознать олигофрению легкой степени у ребенка довольно трудно, ведь на его лице никаких явных признаков заболевания нет. Легкие стадии олигофрении у детей диагностируются при их поступлении в школу. Этот период и является первым пиком выявления патологии. До этого признаки олигофрении практически незаметны, так как дети могут иметь особенности развития, свой тип темперамента и индивидуальность личности. Если даже ребенок явный молчун или, напротив, «торнадо», то в раннем возрасте это ни о чем не говорит. И лишь с поступлением в первый класс признаки олигофрении (дебильности) становятся очевидными. Ведь такие детки не способны освоить школьную программу. Они не могут сосредоточиться и зафиксировать свое внимание на определенном предмете.

Дети, страдающие олигофренией (дебильностью), обладают двумя полюсами эмоциональности. С одной стороны, они могут быть ласковыми, добрыми и приветливыми, а с другой – агрессивными, злыми и угрюмыми. Помимо этого у них есть и два полюса активности. Так, встречаются и чересчур активные дети, и крайне заторможенные. Но и у тех и у других превалируют примитивные инстинкты. А их сексуальная расторможенность вызывает осуждение у социума. Даже подростки не способны скрывать это. Больные с легкой степенью олигофрении часто пристают к девочкам и могут прилюдно онанировать. Особенно страшно, если такие подростки окажутся под влиянием преступников, ведь они не станут обдумывать отданные им указания и просчитывать последствия содеянного.

Имбецильность

Такая степень умственного недоразвития является средней. Она занимает промежуточную позицию, находясь между дебильностью и идиотией. Больных олигофренией в стадии имбецильности нередко называют «вечными детьми». У этих людей высшие функции головного мозга, формирующие уникальность человеческой личности, находятся на самом низком уровне. Психическое развитие пациентов, страдающих имбецильностью, можно сравнить с возрастом дошкольника.

Симптомы имбецильности

Таких больных легко узнать даже по внешним признакам. И это в отличие от пациентов, у которых диагностирована олигофрения в стадии дебильности. Фото людей с имбецильностью является ярким тому подтверждением. В зависимости от выраженности гидро- и микроцефалии, больного отличают непропорциональные размеры черепа. Его голова может быть либо слишком маленькой, либо чересчур крупной. Помимо этого, такие пациенты обладают неправильным прикусом, деформированными лицевыми костями, застывшим немигающим взглядом. А их уши отличаются приросшими к голове мочками. По описанным выше внешним признакам вполне можно выявить среднюю степень олигофрении - имбецильность.

Люди с такой патологией неуклюжи при ходьбе. Они не способны нормально координировать свои движения, часто сутулятся и горбятся. Им не подвластна мелкая моторика, развитие которой невозможно из-за очаговых неврологических симптомов. Большим достижением для лиц, страдающих средней степенью олигофрении – имбецильностью, является самостоятельное завязывание шнурков, а также вдевание нитки в иголку. Такие люди не могут на протяжении всей своей жизни покинуть родительский дом, находясь в нем в статусе примерно семилетних детей. Мать и отец для таких больных – объект неистощимой любви. Своих семей у них почти никогда не бывает. Весьма скудным является у имбецилов и круг общения. Он ограничивается лишь семьей и реабилитационными группами.

Выделяются имбецилы и по своей речи. У людей со средней степенью олигофрении она представляет собой набор, состоящий из двух сотен самых простых слов. Но и ими они пользуются только в случае острой необходимости. Имбецилы косноязычны. Их речь состоит из коротких фраз, причем правильно построить предложения они все равно не могут.

На самом примитивном уровне находится и мышление больных. Помимо этого, у таких людей отсутствует волевой фактор, а эмоции не выходят за рамки обычного проявления радости или гнева. При смене привычных обстоятельств в них вселяются растерянность и страх.

Имбецилы безынициативны и пассивны. Из-за своей легкой внушаемости они нередко попадают под дурное влияние. Именно поэтому на протяжении всей своей жизни такие люди должны находиться под постоянным надзором и контролем.

Довольно узким является и кругозор имбецила. Он находится в границах удовлетворения самых простейших инстинктов и естественных потребностей. Именно поэтому пациенты постоянно ощущают чувство голода.

На этой стадии олигофрения требует постоянного контроля семьи, психиатров и педагогов над больным. В противном случае пациент может быть опасен для окружающих. Выражается это и в сексуальной расторможенности больных, и в их неспособности подавить свои половые влечения. Подобное нередко выливается в такие асоциальные явления, как онанизм, приставание к женщинам и даже совершение преступлений на сексуальной почве.

Степени имбецильности

Олигофрения, имеющая среднюю форму тяжести, включает две разновидности. Она может быть умеренной и выраженной. Это две степени имбецильности, для каждой из которых характерна своя форма умственной отсталости.

Пациенты с умеренной степенью тяжести патологии обладают коэффициентом интеллекта, находящимся в пределах от 34 до 48 баллов. Способность их мышления резко ограничена. Оно конкретное и непосредственно связано со сложившейся ситуацией. Такие пациенты не способны провести анализ, косноязычны, неверно строят предложения и используют при общении лишь минимальный запас слов. Их эмоциональность находится практически на нуле. Плохо развита и мелкая моторика.

Для пациентов с умеренной степенью тяжести имбецильности характерна ярко выраженная неврология. Она проявляется в виде парезов и расстройства чувствительности. В связи с наличием поражений нервов черепно-мозговой зоны нередко возникает эпилепсия. Порой у таких больных обнаруживаются признаки аутизма.

При выраженной степени олигофрении в стадии имбецильности нижняя граница коэффициента интеллекта находится на уровне 20 баллов, а верхняя достигает лишь 34 баллов. Для таких больных характерно наличие весьма колоритной неврологической симптоматики. Так, парезы дополняют параличи, а моторика находится в зачаточном состоянии. Личностные качества и интеллектуальные способности такого человека выражены крайне слабо. Словарный запас у него находится на уровне шестилетнего ребенка. Таким пациентам необходим постоянный контроль на протяжении всей их жизни, а также помощь при простейшем самообслуживании.

Детская имбецильность

На этой стадии олигофрения, в отличие от дебильности, может быть заподозрена уже в самом раннем возрасте. Дети-имбецилы по всем параметрам сильно запаздывают. К году своей жизни они не могут отличить родителей от других людей, не реагируют на обращенную к ним речь, им неинтересны игрушки. Такие детки поздно начинают сидеть и стоять, не берут игрушки, которые протягивают им взрослые, а также не хватаются при угрозе падения за ближайшую опору. Ходить дети, больные олигофренией на стадии имбецилизма, начинают лишь к двум годам. Но и в этом возрасте они не могут понять, чего от них хотят, и более ориентируются на интонацию говорящего, чем на смысл направленного к ним обращения. Таким малышам не свойственна любознательность, и они не проявляют никакого интереса к окружающему миру. Играя, они придерживаются какого-то единого стандарта и нелепой трафаретности. С большим трудом такие дети осваивают речь, но она при этом остается у них косноязычной и отличается неправильным построением предложений.

Достигнув школьного возраста, имбецилы посещают коррекционные классы. Здесь они могут научиться счету до 10, пересказам коротких текстов и чтению по слогам. У этих детей практически нет эмоций, наблюдается тотальное безразличие к окружающему миру. Из-за отсутствия реакции на обращение их нередко принимают за глухих.

Идиотия

Данная форма олигофрении имеет свои внешние проявления в самом раннем возрасте. Больные идиотией, как правило, живут недолго. Большинство из них не перешагивает 20-летнего порога из-за крайне низкой жизнеспособности.

Для олигофрении в стадии идиотии свойственно системное недоразвитие человеческой личности. Больной при этой форме болезни остается всю свою жизнь 2-3-летним ребенком. Такие люди почти полностью беспомощны. Им требуется постоянный присмотр и уход. Невозможным для них в большинстве случаев является и обучение любым навыкам самообслуживания. Лишь приблизившись к 13-14 годам жизни больные подростки начинают умывать лицо, ходить в туалет (но и то под обязательным постоянным контролем) и выполнять другие действия для удовлетворения минимальных потребностей.

Идиотия является дефектом развития, носящим глобальный характер. При этой степени олигофрении происходит нарушение в физическом развитии человека. Он существенно отстает в росте и весе. Помимо этого, пациент часто страдает от соматических заболеваний, в частности от пороков сердца, нарушений слуха и зрения. А из-за дисфункции опорно-двигательного аппарата люди с диагнозом «идиотия» не могут самостоятельно передвигаться. Очень часто для них становится невозможным прямохождение. Сложно им также самостоятельно стоять, сидеть и ползать. У больных нередко наблюдаются сбои в работе кровеносной системы и ЖКТ, деформации черепа, недоразвитие различных внутренних органов и т. д. Помимо двигательного недоразвития нередко имеет место беспорядочная двигательная активность или монотонные движения (раскачивания). А из-за ослабленного иммунитета таких людей часто поражают инфекционные заболевания.

Значительные негативные изменения затрагивает глубокая степень олигофрении и высшие психические функции. Например, восприятие больного ограничено лишь непроизвольными проявлениями ощущений на имеющийся внешний раздражитель. Такие люди реагируют лишь на то, что относится к естественным потребностям – на жару и холод, боль и голод и т. д. Внимание какому-либо предмету они могут уделить не более чем в течение одной минуты. Также у таких больных крайне затруднена ориентация. Они не имеют возможности приспособиться к окружающему миру без организующей, направляющей и сопровождающей помощи.

Помимо этого больные с глубокой степенью олигофрении не способны понять человека, который обращается к ним. Тем не менее их можно научить простейшим действиям, которые могут быть освоены только в результате многократно повторенных просьб. Поведенческая реакция пациентов проявляется только при изменениях интонации, а вот собственная речь у таких людей отсутствует. От них можно услышать только нечленораздельные и бессмысленные звуки.

Отсутствует у больных и память. Ведь она также является одним из компонентов психической деятельности. Как правило, такие люди не запоминают изображения, лица и символы в виде букв и цифр. Лишь изредка случается, что пациенты узнают самых близких им людей и проявляют при этом элементарные эмоции (улыбаются и гулят). Но это касается идиотии не самой глубокой степени.

В качестве высшей познавательной функции отсутствует у этих пациентов и мышление. Для них невозможны даже самые простые операции. Нет у них и осознания собственной личности.

Крайне упрощенной является у таких больных и эмоциональная сфера. Они не способны адекватно реагировать на окружающие события. Эмоции этих людей никак не связаны с какими-либо внешними раздражителями. Они не смеются и не плачут. Им неизвестно чувство сострадания, ненависть, любовь и жалость.

Часто у пациентов можно наблюдать неосознанные реакции в виде агрессии, направленной на самих себя. Помимо этого без всяких видимых причин они могут швырнуть любой предмет в окружающих, толкнуть или ударить находящегося поблизости человека. Реакция на любое порицание у них отсутствует полностью.

fb.ru

Фото больных олигофренией (умственной отсталостью)

Главная » Психиатрия » Олигофрения

Фото 1. Микроцефалия - две сестры.

Фото 2. Больной с микроцефалией.

Фото 3. Внешний вид лица больного с микроцефалией.

Фото 4. Этот же больной микроцефал сидит и смотрит на Вас.

Фото 5. Больная с микроцефалией. Бессмысленая дурашливая улибка на лице.

Фото 6. Головной мозг этой же больной микроцефалией и рядом мозг здорового человека.

Фото 7. Мозг тот же больной, только в профиль.

Фото 8. Мозг микроцефала.

Фото 9. Микрогирия, полушария недоразвиты.

Фото 10. Больной с башенным черепом.

Фото 11. Этот же больной - башенный череп в профиль.

Фото 12. Ребенок с микроцефалией. Рентгеновский снимок черепа.

Фото 13. Гидроцефалия.

Фото 14. Макроцефалия (схематический рисунок).

Фото 15. Макроцефалия у больного.

Фото 16. Тот же больной-макроцефал смотрит на Вас.

Фото 17. Больная с имбецильностью.

Фото 18. Больной с дебильностью глубокой степени. Бессмысленное выражение лица.

Фото 19. Идиотия.

Фото 20. Больной с идиотией.

Фото 21. Идиотия часто сопровождается тяжелыми физическими нарушениями.

Фото 21. Эпикант. Складка возле угла глаза.

Фото 22. Мозговая грыжа.

Фото 22. Неправильный прикус у больной олигофренией.

Фото 23. Форма ушных раковин нарушена.

Фото 24. Полителия - добавочные соски.

Фото 25. Тотальный сколиоз. 

Фото 30. Полидактилия.

Фото 31. Внутренняя водянка головного мозга.

Фото 32. Порэнцефалия больших полушарий.

Фото 33. Болезнь И.Лангдон-Дауна.

Фото 35. Тот же больной с болезнью Дауна.

Фото 36. Географический язык пр болезни Дауна (эмбриодии).

Фото 37. Набор хромосом при Болезни Дауна.

Фото 38. Больной остеохондродистрофией.

Фото 39. Остеохондродистрофия: фас и профиль.

Фото 40. Дизостоз черепа и ключиц.

Фото 41. Остеохондродистрофия - кости изменены.

med-sklad1.ru

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции. У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза. Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными. Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Читайте ещё

neurodoc.ru

Умственная отсталость – симптомы, формы, диагностика и степени. Основные признаки и методы лечения

Умственная отсталость или же олигофрения – это состояние человека, при котором заметны нарушения в развитии умственных функций. Чаще всего эта патология проявляет себя в детстве, в редких случаях отклонение может быть выявлено в подростковом возрасте.

Стадии умственной отсталости

Выделяют несколько степеней умственной отсталости, каждая из которых обладает рядом характерных черт.

Дебильность

Это разновидность легкой умственной отсталости, которая выделяется наиболее низкой степенью психического недоразвития. Основной чертой такого заболевания является потеря способностей к построению сложных предложений, что не позволяет ребенку сформировать абстрактное мышление.

У детей присутствует упрощенное мышление, в результате чего они могут рассматривать то или иное событие только поверхностно, внутренняя суть ситуаций недоступна для понимания такими детьми. Подобный симптом значительно затрудняет адаптацию в социуме.

Благодаря тому, что механическая память детей остается в норме, то они вполне могут учиться в обычных школах, но для усвоения материала им потребуется гораздо больше времени. Возникают значительные трудности в изучении технических наук, в частности, физики и математики.

Поскольку у таких детей отсутствуют способности к творческой деятельности, то они пытаются всячески перенять опыт окружающих.

Подобное поведение может привести к тому, что больных детей возникает склонность к «поучению», они пытаются научить других тому, в чём и сами недостаточно хорошо разбираются.

Выделяют даже детей с такого рода нарушениями (умственной отсталостью), которые обладают частичной одаренностью – имеют абсолютный музыкальный слух, обладают уникальной памятью, красиво рисуют.

Ещё одним характерным для таких детей симптомом является их чрезмерная доверчивость, поэтому не исключено, что ними могут воспользоваться люди не с самыми чистыми помыслами.

Дебилы могут иметь абсолютно разные характеры как апатичный, так и чрезмерно активный.

Имбецильность

Имбецилами называют людей с умеренной умственной отсталостью, для таких людей характерна способность к образованию представлений, но они не в состоянии формировать различные понятия.

Такие дети не обладают абстрактным мышлением и не в состоянии обобщать информацию, но они обладают навыками самообслуживания, поэтому с лёгкость одеваются, питаются, следят за своим внешним видом. При длительных тренировках они могут обучиться какому-то простому труду, например, уборка комнат.

Обладают небольшим словарным запасом и в состоянии понять только самые простые слова. Во время разговоров они тоже используют только простые предложения, состоящие не более чем из 5 слов.

Такие люди не могут жить самостоятельно, им постоянно нужен квалифицированный надзор.

Идиотия

Идиотами называют людей с тяжелой формой отсталости умственного развития. Такие дети не реагируют на громкие звуки или яркий свет, они не в состоянии узнавать родственников, даже мать, но в состоянии уловить разницу между горячим и холодным.

У таких детей полностью отсутствуют навыки самообслуживания, они не могут одеваться без помощи окружающих и даже не знают, как держать в руке ложку или вилку. У основной части таких детей присутствует снижение всех видов чувствительности.

Такие дети практически не ощущают эмоций, в особенности позитивных. Очень редко можно увидеть идиота, который смеется или плачет от радости, но гораздо чаще такие дети проявляют злобу или гнев.

Дети с такой степенью умственной отсталости не в состоянии даже сложить несколько самых простых слов, они только издают звуки, которые больше напоминают рычание.

Если у ребенка присутствует лёгкая стадия идиотии, то можно заметить, как он постепенно привязывается к человеку, который постоянно за ним ухаживает.

Отмечено, что с возрастом такие дети немного адаптируются и некоторые из них даже начинают говорить несколько простых слов, но это при условии, что с ними постоянно занимается специалист и им обеспечены качественные условия существования.

Нужно понимать, что любая степень умственно отсталости требует квалифицированной помощи.

Фото детей с умственной отсталостью

Также рекомендуем просмотреть:

detkiportal.ru

Дурацкие фотографии странных людей (64 фото)

viruscmw 01/06/2012 13:49

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии на Загонах. Зарегистрируйтесь!

Комментарии 17

zagony.ru

Каковы симптомы олигофрении у детей до года?

Олигофрения считается одним из самых опасных заболеваний. Развитие недуга провоцирует умственную отсталость у ребенка.

Симптомы олигофрении у детей могут возникнуть на этапе внутриутробного развития или в течение нескольких месяцев после рождения.

В лечении заболевания принимают участие несколько профильных специалистов. Прогнозы патологии напрямую зависят от своевременности и полноценности предпринятых мер терапии.

О симптомах и признаках синдрома Дауна у новорожденного вы можете узнать из нашей статьи.

Понятие и описание недуга

Олигофрения у детей — фото:

Олигофрения представляет собой стойкое психическое недоразвитие. Недуг формируется во время внутриутробного развития или в течение постнатального периода.

Заболевание относится к категории полиэтиологических недугов и может провоцироваться последствиями некоторых болезней женщины до зачатия ребенка или при беременности, генетическими аномалиями или воздействием неблагоприятных факторов на плод.

Олигофрения считается одним из самых сложных заболеваний, практически не поддающихся лечению. Своевременно предпринятые меры терапии могут в значительной степени скорректировать состояние здоровья ребенка и облегчить его социальную адаптацию.

к содержанию ↑

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Спровоцировать олигофрению могут многочисленные внешние и внутренние факторы.

В некоторых случаях специалистам не удается определить конкретный фактор, который привел к развитию недуга у ребенка.

Чаще всего врачи связывают проявление патологии с генетической предрасположенностью (50% случаев в медицинской практике). Второй по распространенности причиной олигофрении считается недоношенность малыша.

В данном случае наблюдается недоразвитость внутренних систем, что повышает риск формирования серьезных отклонений в развитии ребенка.

К причинам олигофрении относятся следующие факторы:

  • гипоксия плода при беременности;
  • черепно-мозговые травмы, полученные новорожденным;
  • хромосомные аномалии;
  • инфекционное поражение плода;
  • травмы головного мозга ребенка в процессе родов;
  • нарушения генетического уровня;
  • хронические интоксикации плода вредными химическими веществами;
  • заболевания, оказывающие негативное воздействие на головной мозг;
  • критичный недостаток полезных веществ в организме беременной женщины;
  • наличие у ребенка других врожденных психических отклонений;
  • асфиксия и родовые травмы;
  • склонность женщины к вредным привычкам при беременности;
  • иммунологический конфликт между плодом и женщиной;
  • наличие резус-конфликта;
  • инфекции мочеполовой системы у женщины.

Как определить микроцефалию у ребенка? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Наиболее интенсивно симптоматика олигофрении проявляется у детей при достижении шестилетнего возраста.

До данного возрастного периода признаки заболевания можно распознать, но родители могут принимать их за особенности характера малыша.

Кроме того, степень выраженности недуга напрямую зависит от локализации поражения головного мозга. В некоторых случаях симптомы олигофрении выявляются на этапе развития плода и в первые месяцы жизни маленького пациента.

Симптоматика патологии в зависимости от возрастной категории детей:

  1. У новорожденных первыми признаками олигофрении считаются чрезмерная раздражительность, мышечная слабость, склонность к судорожным состояниям, диспропорциональность в строении тела, увеличенный размер черепа, другие внешние дефекты (широко расставленные глаза, «заячья губа», слишком маленький размер мизинцев на руках, приплюснутая форма носа и лица).
  2. У детей до года наблюдается отсутствие интереса к окружающему миру, контакту со сверстниками, они с трудом понимают речь взрослых, обращенную к ним, становится более выраженным отставание в развитии по сравнению с ровесниками, детям с олигофренией тяжело воспроизводить слова, повторять показанные им действия (внешние симптомы сохраняются и становятся более выраженными).
  3. У дошкольника симптомы умственной недоразвитости проявляются в более выраженной форме, дети на протяжении длительного времени испытывают затруднения в выполнении простых заданий (рисование, лепка и даже манипуляции с игрушками), наблюдается склонность к воспроизведению однообразных действий (ребенок может часами изучать одну и ту же игрушку, пытаться понять изображение на картинке и пр.).
  4. У ребенка школьного возраста нарушается способность распознавать свойства предметов, им свойственна хаотичная активность, возникают речевые нарушения и искажение получаемой информации, проявляется снижение памяти (для запоминания элементарных действий малышам требуется значительное время), образное мышление может полностью отсутствовать, чувство сопереживания снижено в значительной степени.

Какова продолжительность жизни ребенка с синдромом Ретта? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Степени и виды патологии

На протяжении длительного времени в медицинской практике олигофрению подразделяли на три типа — дебильность, имбецильность и идиотия.

Такой вид классификации был отменен. Приоритетным стало разделение заболевания на определенные типы в соответствии с МКБ-10.

За основу специалисты берут показатели интеллекта, которые являются критерием отнесения недуга к определенной стадии развития патологии.

Дополнительно олигофрения подразделяется на дифференцированную и недифференцированную форму. В первом случае причины недуга удается установить, во втором — такая возможность отсутствует.

По степени прогрессирования заболевание подразделяется на следующие виды:

  • легкая степень (показатель интеллекта не превышает 50-70 баллов);
  • умеренная форма (максимальный показатель интеллекта достигает 35-50 баллов);
  • тяжелая стадия (показатель интеллекта не превышает 25-30 баллов);
  • глубокий тип (уровень интеллекта не достигает 20 баллов).

По этиологии олигофрении подразделяются на патологии, вызванные наследственными факторами, внутриутробным поражением плода, отклонениями в его развитии и родовыми травмами.

К отдельной категории относятся заболевания, спровоцированные неуточненными причинами. Определить негативные факторы, которые нарушили развитие ребенка, может только специалист на основании комплексного обследования маленького пациента.

к содержанию ↑

Диагностика

Одним из основных этапов диагностики олигофрении является проведение психологических тестов.

Врач оценивает речевое и умственное развитие маленького пациента, его словарный запас, уровень восприятия окружающего мира и способность к абстрактному мышлению.

Такие методики позволяют легко выявить наличие патологии, но применяться они могут для детей с трехлетнего возраста. Для малышей раннего возраста диагностика проводится другими способами.

При диагностике заболевания используются следующие методики:

  • МРТ головного мозга;
  • оценка памяти ребенка;
  • исследование кариотипа;
  • скрининговое исследование крови на гипотиреоз и фенилкетонурию;
  • генетическое тестирование;
  • энцефалография;
  • комплексное обследование организма;
  • пробы на врожденные инфекционные заболевания.
к содержанию ↑

Что включает лечение?

Полностью устранить олигофрению невозможно. Относительная коррекция состояния ребенка характерна только для заболеваний, выявленных на самых ранних стадиях развития.

В остальных случаях детям назначается симптоматическая терапия и профилактические процедуры.

Занятия с профильными специалистами являются неотъемлемой частью лечения патологии независимо от ее этиологии степени прогрессирования и формы.

При лечении олигофрении могут использоваться следующие методики:

  1. Прием транквилизаторов (препараты из группы седативных средств, Диазепам, Феназепам).
  2. Терапия нейролептиками (медикаменты с антипсихотическим действием, Ноотропил, Релатин).
  3. Использование гормональных препаратов (Гипофизин, Тиреоидин).
  4. Курсовой прием фитопрепаратов для улучшения работы мозга и снабжения его кислородом, а также стабилизации центральной нервной системы (Фезам, Пирацетам, Пантокрин).
  5. Профилактическая терапия витаминными комплексами (особое внимание следует уделять восполнению запаса витамина В).
  6. Курсовой прием Глутаминовой кислоты (помогает снизить симптоматику умственной отсталости).
  7. Психокоррекция, психотерапия и занятия с логопедом.
  8. ЛФК и лечебный массаж (регулярные десятидневные курсы).
  9. Психомоторная гимнастика (лучше доверить проведение процедуры специалисту).

Передается ли по наследству синдром Туретта? Узнайте об этом из нашей статьи.

к содержанию ↑

Особенности воспитания

Поведение и отношение родителей к ребенку с диагнозом олигофрении имеют особое значение для проводимой терапии.

Если малыш будет воспитываться в неблагоприятных условиях, то недуг будет развиваться ускоренными темпами.

У ребенка появятся признаки агрессии к окружающему миру, а эффективность реабилитационного курса в значительной степени снизится.

Родителям при воспитании малыша с олигофренией важно запомнить несколько правил, нарушать которые нельзя ни в коем случае.

Родители обязаны:

  • обеспечивать постоянный присмотр за ребенком;
  • оказывать малышу психологическую помощь;
  • доброжелательно относиться к ребенку;
  • позитивно мотивировать малыша;
  • обучать ребенка элементарным навыкам;
  • соблюдать все рекомендации, назначенные врачами;
  • посещать специальные занятия с профильными специалистами.
к содержанию ↑

Какой прогноз?

Благоприятные прогнозы возможны только при раннем выявлении олигофрении у ребенка.

При своевременной терапии легкой степени заболевания дети обретают способность выполнения элементарных бытовых задач.

Во взрослом возрасте они хорошо осваивают некоторые виды профессий, в некоторых случаях может понадобиться специально оборудованное рабочее место.

Если олигофрения прогрессирует ускоренными темпами, то ребенку на протяжении всей жизни необходим уход. Самостоятельно выполнять простые обязанности ему будет крайне сложно.

Неблагоприятные прогнозы при запущенной олигофрении:

  • пожизненная неполноценность интеллекта;
  • инвалидность;
  • ярко выраженные психические расстройства.
к содержанию ↑

Возможна ли профилактика?

Профилактика олигофрении у ребенка возможна только на этапе планирования беременности.

Родителям необходимо пройти полноценное обследование, вылечить все имеющиеся заболевания, исключить присутствие в организмах инфекций и определить риск наследственной предрасположенности к патологиям мозга у будущего малыша.

Исключение всех негативных факторов повышает шансы рождения здорового ребенка. Если малыш родился с подозрением на олигофрению, то профилактические меры не приведут к ожидаемым результатам.

Меры профилактики патологии включают в себя следующие рекомендации:

  1. Прохождение обоими родителями обследования на краснуху, токсоплазмоз и иные инфекционные заболевания (на этапе планирования беременности).
  2. Предотвращение вирусных заболеваний в период вынашивания плода и любого негативного воздействия внешних факторов на организм женщины.
  3. Исключение родовых травм новорожденного (правильное родовспоможение).
  4. Своевременное лечение врожденных болезней у ребенка при их выявлении.

Олигофрения относится к числу неизлечимых патологий. Данное заболевание становится причиной интеллектуальных, волевых, эмоциональных расстройств у ребенка. Речь малыша и моторика не соответствуют его возрасту.

Если терапию начать вовремя и проводить ее полноценно, то у ребенка появится возможность адаптации к окружающему миру.

О том, что такое олигофрения, вы можете узнать из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

pediatrio.ru


Смотрите также