Физический терапевт это


Пять вопросов и ответов о работе физических терапевтов | Милосердие.ru

Неожиданная травма или хроническое заболевание, отклонения в развитии ребенка или ограничения, связанные с пожилым возрастом, – все это поводы обратиться к физическому терапевту. Он оценит степень нарушений в работе нервной и мышечной систем, составит индивидуальную программу занятий и научит тем движениям, которые помогут человеку быть максимально независимым в повседневной жизни.

Например, он научит 14-летнего мальчика с тяжелыми двигательными нарушениями самостоятельно перемещаться из кровати в инвалидную коляску. Или поможет девочке после перелома руки восстановить определенные функции.

Физический терапевт – в первую очередь специалист по развитию движений.

Проблема заключается в том, что в России пока не существует такой профессии, как физический терапевт.

Чем физиотерапевт в поликлинике отличается от физического терапевта?

Принципы работы физического терапевта объясняет Екатерина Клочкова, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация» (Санкт-Петербург), получившая образование и профессию физического терапевта за рубежом:

«В нашей стране физиотерапия – то, чем занимаются физиотерапевты в поликлиниках, — означает лечение с помощью природных, или преформированных, то есть измененных, природных факторов, — объясняет Екатерина Клочкова. — Это свет, тепло, электромагнитное излучение — наши привычные УВЧ, электрофорез. Еще есть врач по лечебной физкультуре (ЛФК), и его специализация – только лечебная физкультура. Физиотерапевт или врач ЛФК могут дополнительно назначить массаж. Иногда в поликлиниках встречаются рефлексотерапевты и мануальные терапевты, но их может и не быть.

Физический терапевт – это та специальность, которая охватывает все физические методы лечения».

При этом физическая терапия опирается не столько на медицинский диагноз, столько на то, каким образом ограничение функций организма конкретного человека влияет на его способность к движению. «Я всегда смотрю на функцию, зачем человеку это движение, и какие функциональные ограничения являются сейчас ключевыми для независимости клиента, — пояснила врач.

— Например, для того, чтобы научиться кататься на велосипеде, человеку необходимо взять велосипед и отправиться на улицу. Только падая, вставая и вновь пытаясь поехать, он будет учиться новым двигательным навыкам. В этом случае никому не придет в голову пройти курс массажа или иглорефлексотерапии для того, чтобы, улучшив функцию мышц, обучиться кататься. Точно так же человек с двигательными нарушениями может освоить новый двигательный навык только с помощью активного движения».

Физический терапевт никогда не делает «пакетных назначений», как, например, 10 занятий ЛФК и 10 сеансов массажа для ребенка с ДЦП. Он решает только конкретные задачи. При этом результат должен быть измеримым, достижимым и привязанным к определенному сроку.

Например, работая с трехлетним мальчиком, у которого была дискинетическая форма церебрального паралича, физический терапевт предложил родителям несколько целей на ближайшую перспективу. Одна из них выглядела так: через два месяца ребенок должен проходить без опоры 10 шагов в горку и под горку по ровной поверхности (угол наклона до 5 градусов). Для достижения этого результата врач порекомендовал определенные упражнения и научил родителей, как их следует выполнять.

«В современной физической терапии применяются только методы, эффективность которых была доказана в ходе научных исследований», — подчеркнула Екатерина Клочкова.

Где готовят физических терапевтов, если в России такой специальности нет?

Семинар для сотрудников «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ), прошедший во Пскове в апреле 2017 года. Ведущий — Екатерина Клочкова. Фото с сайта physrehab.ru

В России физических терапевтов готовят в рамках различных международных образовательных проектов. Например, АНО «Физическая реабилитация» участвует в большой европейской программе, которая называется SOCRE (Developing Social Rehabilitation through Education; «Развитие социальной реабилитации через образование»).

Всего в Санкт-Петербурге с 1991 года реализовывалось, как минимум, три крупных международных проекта, направленных на поддержку постдипломного образования в области физической терапии, были и разные инициативы по развитию в России клинической практики.В 2015-2016 учебном году Санкт-Петербургский медико-социальный институт при поддержке Русфонда обучил физической терапии и эрготерапии более 40 человек из российских регионов. Это были специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ, Красноярска, Тольятти, Саратова.

На Западе система совсем другая. Для того, чтобы стать физическим терапевтом, нужно учиться этой профессии с первого курса вуза. Правда, специальность считается прикладной, и ее нет в программах так называемых классических университетов. «В Сорбонне или Оксфорде вы не выучитесь на физического терапевта. Но есть, например, очень уважаемый Кингстонский университет в Лондоне, там этому учат», — пояснила Екатерина Клочкова.

«Обычно студент заканчивает курс бакалавриата и старается найти себе место в каком-нибудь крупном госпитале, потому что там предусмотрена система ротации, — рассказала она. — Он года три носится по разным отделениям и увеличивает свои компетенции во всех областях, которым учат физического терапевта: это общий курс реабилитации, травматология и ортопедия, сердечно-сосудистая патология, патология дыхательной системы, неврология. Затем он выбирает, пойдет ли он в гериатрию, педиатрию, или еще в какую-нибудь область».

Специализация у физического терапевта может быть самая разная.

Фото с сайта arcadia.edu

«Если вы скажете, что ваша знакомая получала в Германии физическую реабилитацию после удаления опухоли груди, у российского врача глаза полезут на лоб: как же после онкологии подвергать человека воздействию, ведь это может усиливать метастазирование.

Но на самом деле существует физическая терапия в онкологии, и там есть масса вопросов, которые надо решать.

Например, пациентка борется с отеком руки, нужен лимфодренаж, нужно восстанавливать подвижность плеча, нужно учить человека балансу в новой ситуации, потому что форма тела изменена, нужно увеличивать выносливость после химиотерапии», — привела пример Екатерина Клочкова.

«Огромные усилия физической терапии тратятся на предотвращение падений пожилых людей. Статистика очень плохая:

в мире каждую минуту падают четыре бабушки и дедушки.

Упавший пожилой человек в течение следующего года, как правило, падает еще раз, то есть падение становится хроническим».

Как найти физического терапевта в своем городе?

На этот вопрос ответа, к сожалению, нет. Даже те люди, которые учились на Западе или участвовали в международных проектах в России, на своем рабочем месте называться физическими терапевтами не могут.

В Санкт-Петербурге есть несколько учреждений, где используются методы физической терапии: АНО «Физическая реабилитация», университетская клиника Первого медицинского университета имени академика Павлова, ФГБУ Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России.

Специалисты, изучавшие физическую терапию при поддержке Русфонда в 2016 году, вернулись в свои города и работают там. Например, в Улан-Удэ, в обычной детской поликлинике, благодаря энергии одного доктора создана служба раннего вмешательства, в которой есть физический терапевт, рассказала Екатерина Клочкова. В Ярославском перинатальном центре такой специалист занимается с недоношенными детьми.

В Туле Благотворительный фонд «Обнаженные сердца» организовал стажировку сотрудников ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» в Университете Нью-Мексико (США), которая расширила их знания, в том числе, в области физической терапии.

В Москве Благотворительный фонд КПМГ на базе трех профильных НКО в начале 2017 года запустил проект «Уверенное начало». В его основе лежит модель трансдисциплинарного раннего вмешательства. В семью, где есть ребенок с тяжелыми двигательными нарушениями, приходит консультант, занимается с малышом и обучает родителей, а если возникают дополнительные вопросы, к их решению подключаются другие специалисты — супервизоры. В этом проекте также применяются принципы физической терапии.

Что произойдет, когда специальность «физический терапевт» в России появится официально?

Physical Therapy — Физический Терапия. Изображение с сайта pinterest.com

«Профессиональные стандарты для специальности «физический терапевт» уже разработаны, они прошли юридическую экспертизу и ушли в Минтруд. Минтруд сейчас должен запустить процесс их утверждения», — сообщила Екатерина Клочкова.

Однако введение стандарта – это только первый шаг.

«Стандарт потребует реформы всей имеющейся системы реабилитационной помощи, — продолжила эксперт.

— Представьте себе какой-нибудь реабилитационный центр. В его штате есть, допустим, инструкторы по лечебной физкультуре с медсестринским образованием. На самом деле нельзя допускать, чтобы человек три года учился в медицинском колледже, потом четыре месяца проходил первичную специализацию и шел работать. Это опасно, потому что такой сотрудник должен многое уметь и многое понимать.

По новым стандартам, эту работу должны выполнять люди с высшим образованием, то есть инструкторов придется заменить. А тот, кто уже имеет диплом врача, должен будет пройти двухгодичную переподготовку, если он хочет работать физическим терапевтом. Причем лишь очень немногие вузы способны такую переподготовку проводить».

Что касается пациентов, то для них принятие новых профстандартов сделает физическую реабилитацию более качественной и доступной.

«Сейчас целые группы пациентов не могут получить помощь. Например, если вы банально сломаете ногу, то нет человека в нашей системе, который вам поможет перейти с одной трости на другую трость», — отметила Екатерина Клочкова.

К чему должен быть готов пациент, обращаясь к физическому терапевту?

«К сотрудничеству. Наша задача – подключить пациента и его близких к решению проблемы. Может быть, вы видели когда-нибудь картинку: ромашка, где в середине пациент, а вокруг него разные специалисты. Современный взгляд отличается от этой картинки: пациент – не объект воздействия, он тоже «лепесток», а в центре – конкретная проблема, которую он решает, прилагая усилия вместе со специалистами», — объяснила врач.

Не все пациенты (или их родители) готовы к такой работе. Ведь физический терапевт захочет получить ответы на множество вопросов:

«Чего вы хотите, чтобы ваш ребенок достиг, занимаясь по несколько часов в день?

Я вижу, что у вас церебральный паралич, но вы скажите, какие именно нарушения движения мешают ребенку в повседневной жизни? Как ему это мешает, когда он играет? Как он сидит, как он лежит, как вы его моете в ванной? Когда ребенку нужна поддержка? Что он может, а что он не может?»

«Это бесконечный процесс коммуникации и совместного принятия решений, — подчеркнула Екатерина Клочкова. — Часто пациенты или их родственники надеются получить готовые выводы: скажите, сколько раз нам делать это упражнение. В нашем лагере (в Сочи) одна мама призналась: я думала, что буду в 9 утра ребенка отдавать, а вечером забирать.

Но если мама не понимает, что такое проблемы человека с гемиплегической формой церебрального паралича, то даже если мы потратим 24 часа в сутки и удочерим девочку на эти две недели, то толка не будет. Потому что мама должна понимать, или сам ребенок должен понимать, если он старше, в чем его проблема, и как мы ее решаем».

Многие родители не готовы согласиться с тем, что курс физической реабилитации будет бесполезен, если не продолжить его по месту жительства. Но реальность такова: «Самое большое количество проблем возникает там, где человек живет. А самое большое количество ресурсов тратится на региональном уровне и уровне страны.

По месту жительства практически никакой специализированной помощи нет, если человек живет в небольшом городе.

Я была в нескольких прекрасных маленьких городах и поселках городского типа. Там есть детская поликлиника, в ней есть кабинет ЛФК, может быть, есть массажист. Все», — отметила ранее директор АНО «Физическая реабилитация».

Порой родителям бывает сложно применять развивающий подход, им проще взять ребенка и «выдернуть его как морковь» из коляски или кроватки. Но если, допустим, ребенок с тяжелым церебральным параличом может опираться на ногу, и ему нужно лишь помочь правильно поставить ее на пол, то надо позволить ему это делать. Тогда характер помощи изменится и будет больше соответствовать ситуации.

«Если не удастся поддержать этот компонент движения, пока ребенок маленький, значит, когда ребенок станет больше, ему продолжат помогать. Но когда ему будет не три, а двадцать три года, вы уже не сможете взвалить его на плечо и отнести, куда нужно», — объяснила физический терапевт.

«Мы регулярно сталкиваемся с тем, что ребенку не дают времени, чтобы залезть на стул, чтобы научиться одеваться и раздеваться», — добавила она.

О каком пациенте мечтает физический терапевт? Примерно о таком: «В лагере была четырехлетняя девочка, которая четко сказала: я хочу носить мячик так же, как другие дети, чтобы он у меня не вываливался».

www.miloserdie.ru

Кто такой физический терапевт | «Три сестры»

Старший физиотерапевт клиники «Три сестры» Константин Шадеев — о своей работе

В России официально нет профессии физического терапевта, но самой физиотерапии больше 200 лет. Физиотерапевтов часто путают с инструкторами ЛФК, но у них разные задачи, свобода и ответственность.

Когда я говорю новому пациенту, что я его физический терапевт, в ответ я слышу что-то вроде: — А-а-а, будете лечить меня приборами типа магнит, ультразвук или электрофорез? — А-а-а, мне велотренажер крутить? — А-а-а, вы типа как инструктор ЛФК в поликлинике? Будем палочку поднимать и глубоко дышать? Не называйте физических терапевтов инструкторами ЛФК, массажистами или тренерами — их это задевает. Хотя логика понятна. Физический терапевт — в России нет такой профессии. Зато есть иерархия, доставшаяся нам от прошлого: врач, исходя из истории болезни, назначает лечение. Следуя указаниям врача, инструктор-методист составляет программу упражнений. Занятия по этой программе проводит инструктор (он, на минуточку, не в курсе истории болезни пациента). Дальше в дело вступает массажист — по мнению пациента, главный, кто вернет его к движению. Наконец к их компании присоединяется мануальный терапевт, который думает, что лучше всех знает, что нужно пациенту.

Я начинал работать в такой системе. Я понимал, что она неэффективна, и мне стало интересно, как устроен процесс реабилитации в других странах.

Выяснилось, что за пределами России традиция физической терапии очень давняя. Ей больше двухсот лет. В Европе, Америке, Австралии и Новой Зеландии на физического терапевта учатся четыре года, а потом сдают экзамен на гослицензию.

Задача дипломированного специалиста — восстановить, поддержать или развить движения человека после травмы/болезни. Помочь пациенту заново научиться сидеть, стоять, ходить и решать ежедневные бытовые задачи. Последние пять лет я работаю в центре «Три cестры» по международным стандартам. Наши специалисты не передают пациента с рук на руки — мы работаем в команде. У каждого своя зона ответственности. На мне — как на физиотерапевте — всё, что касается движения. То есть по старой модели я и методист, и инструктор, и мануальный терапевт в одном лице. Первым делом я опрашиваю пациента: как он живёт, где, с кем, кто он по профессии, какие у него увлечения и что именно (из привычного) он теперь не может делать? Дальше я анализирую его возможности: как он садится, встаёт, ходит, поднимается по лестнице, ест и так далее. Оцениваю все функции в баллах по шкале FIM (шкала оценки качества реабилитации — прим.ред.). Тестирую структуры, которые пострадали: силу (мануальный мышечный тест и индекс Мотрисайти), чувствительность (Ноттингемская шкала), баланс (тест Берга) и другие.

Этими знаниями о пациенте я делюсь с членами команды — врачом, эрготерапевтом, нейропсихологом, массажистом, акватерапевтом и медсестрой.

Коллеги тоже рассказывают мне о своих наблюдениях, и мы вместе ставим цель — достижимую и определённую по времени. Я составляю программу терапии и провожу занятия с пациентом.

Упражнения, растяжки, мобилизации, ортезы — всё, что может помочь. Каждый метод научно обоснован (это легко проверить на Pubmed.org, Medline.com или Pedro.org.au). Раз в две недели вся команда собирается, чтобы оценить результат и в случае успеха поставить новую цель.

Таким образом, физический терапевт не механический исполнитель, а полноценный соавтор комплекса лечения, у которого гораздо больше свободы и ответственности, чем у пресловутого инструктора ЛФК. Вполне естественно, что и у пациента при таком подходе прогресс наступает гораздо быстрее.

Вы также можете приехать к нам центр, получить бесплатную консультацию, задать вопросы доктору и посмотреть центр.

Как к нам попасть

three-sisters.ru

Физическая терапия*

10.08.2016

ФТ и ЭТ как специальности. Часть 1/3 ФТ и ЭТ как специальности. Часть 2/3 ФТ и ЭТ как специальности. Часть 3/3

Физическая терапия (англ. physical therapy, physiotherapy, аббрев.: англ. PT, рус. ФТ) — это медицико-социальная специальность, направленная на помощь людям с различными состояниями, при которых нарушены движения, двигательные возможности ограничены, а мобильность снижена. Основана на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine), наряду с которыми, однако, требует от специалиста релевантного эмпирического опыта и развитого клинического мышления.

Первым упоминания об эффективном использовании массажа, манипулятивных техник и гимнастики считают 1813 год, когда отец шведской гимнастики Пер Хенрик Линг (Per Henrik Ling) основал Королевский центральный институт гимнастики (RCIG). Онако официальным днем рождения специальности «физический терапевт» считается 1894 год, когда четыре британские медсестры объединились в общество, чтобы использовать лечебный массаж и гимнастику в своей клинической практике.

Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 106 стран-членов.

Физическая терапия — признанная в мире университетская и научная специальность. Будущие физические терапевты изучают анатомию и биомеханику, физиологию и нейрофизиологию, патологию, психологию и основы коммуникации с пациентами, принципы клинического мышления, деонтологию и этические вопросы, а также специальные техники и приемы физической терапии в травматологии, ортопедии, неврологии, кардиологии, пульмонологии.

Физическая терапия использует весь спектр физических методов воздействия, но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

Вмешательство физического терапевта — это:

  • специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;
  • приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;
  • выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;
  • техники и приемы правильного перемещения пациентов;
  • подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;
  • обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента) правильному двигательному поведению.

Цель работы физических терапевтов: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддеживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Физические терапевты работают с пациентами всех возрастов и во всех областях медицины — в неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицине, наши пациенты имеют самые разные заболевания и состояния, с самым разным течением и прогнозом.

СсылкиВсемирная конфедерация физической терапии (WCPT)Европейская сеть по высшему образованию в области физической терапии

Полный список терминов

physrehab.ru

США. Физический терапевт. КТО ТАКОЙ / ТАКАЯ?

США. Физический терапевт. КТО ТАКОЙ / ТАКАЯ? yurayumJuly 9th, 2011 http://www.moveforwardpt.com/WhyTherapy/AboutPTs/

О физических терапевтах в США

Физические терапевты могут помочь улучшить или восстановить подвижность, которая необходима Вам, чтобы идти вперёд. 

Если Вы ищете возможную альтернативу хиругии и/или обезболивающим препаратам - подумайте о физическом терапевте.

Физический терапевт – это значит:

Интенсивное образование и клинический опытФТ применяют научные и доказавшие свою эффективность методы, чтобы помочь людям вернуться к движению. Все ФТ обязаны получить степень – Магистра (master’s degree) или Доктора (clinical doctorate) — участвуя в аккредитованной программе для физических терапевтов. После этого они сдают национальный лицензионный экзамен, который позволяет им практиковать. Каждый штат, в котором практикует ФТ, требует местную лицензию. Физические терапевты – надёжные профессионалы в сфере здоровья, обладающие широким клиническим опытом, позволяющим обследовать, диагностировать, а также профилактировать или лечить состояния, которые ограничивают двигательные возможности тела и функцонирование в повседневной жизни.Всё больше и больше физических терапевтов заканчивают обучение со степенью Доктора Физической Терапии (ДФТ) /Doctor of Physical Therapy (DPT)/. Более 92% из 210 аккредитованных национальных образовательных учреждений, предлагающих профессиональные образовательные программы для ФТ, в настоящее время предлагают получить степень ДФТ – и более 75% всех ФТ, закончивших обучение в 2008 году, получили степень Доктора Физической Терапии.

Забота о Ваших потребностяхФТ предоставляют людям свои услуги в различных ситуациях и условиях, включая госпитали, частные центры, поликлиники, домашние агентства здоровья /home health agencies/, школы, спортивные и фитнес-центры, рабочие места и дома сестринского ухода.

ФТ диагностируют и лечат людей различного возраста, в том числе новорожденных, детей и пожилых людей. Они могут консультировать профессионалов в сфере здоровья и трудиться с ними рука об руку – с целью улучшить Ваши движения.

Лёгкий доступ к профессиональной помощи 

В большинстве штатов Вы можете договориться о встрече с ФТ напрямую, без направления врача.Физический Терапевт может помочь в следующих случаях:

• Артрит• Боль в спине

• Фитнес-программы• Боль в колене• Ожирение• Остеопороз• Перегрузка тканей, растяжения• Боль в плече• Инсульт• Растяжение связок, напряжение тканей и переломы• Другие состояния

Что ждать от Физического Терапевта?

Оптимальное сочетание различных методов лечения

Сочетая научный подход и вдохновение, физический терапевт научит Вас предотвращать или справляться с нежелательным состоянием здоровья. Кроме того, он/она поможет мотивировать Вас во время лечения, чтобы Вы функционировали оптимально. Физический терапевт будет сотрудничать с Вами, чтобы помочь понять своё тело и достичь долгосрочных целей в отношении здоровья. 

Личный план оздоровления в соответствии с Вашими потребностями 

Физический терапевт обследует Вас и разработает план оздоровления, используя широкий спектр методов лечения, которые помогут Вам двигаться, уменьшить боль, восстановить функцию ткани и/или органа и исключить возможность инвалидизации. ФТ также может помочь Вам предотвратить потерю мобильности и движений, разработав фитнес-программу и план оздоровления в соответствии с Вашими потребностями. Физический терапевт может сделать выбор в пользу командной работы с ассистентом физического терапевта (АФТ), подготовленным и лицензированным специалистом. АФТ действует под управлением физического терапевта и имеет дело с определёнными аспектами Вашего процесса лечения. 

Партнёрство в Сфере Здоровья 

Физический терапевт и Ассистенты ФТ – Ваши партнёры на пути к восстановлению и развитию движений. В результате взаимодействия с ними Вы сможете жить и трудиться на оптимальном уровне.

Перевод: Мустафаев Ю.А.

yurayum.livejournal.com

Пять вопросов и ответов о работе физических терапевтов

Неожиданная травма или хроническое заболевание, отклонения в развитии ребенка или ограничения, связанные с пожилым возрастом, – все это поводы обратиться к физическому терапевту. Он оценит степень нарушений в работе нервной и мышечной систем, составит индивидуальную программу занятий и научит тем движениям, которые помогут человеку быть максимально независимым в повседневной жизни.

Например, он научит 14-летнего мальчика с тяжелыми двигательными нарушениями самостоятельно перемещаться из кровати в инвалидную коляску. Или поможет девочке после перелома руки восстановить определенные функции.

«Физический терапевт – в первую очередь специалист по развитию движений».

Проблема заключается в том, что в России пока не существует такой профессии, как физический терапевт.

Чем физиотерапевт в поликлинике отличается от физического терапевта?

Принципы работы физического терапевта объясняет Екатерина Клочкова, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация» (Санкт-Петербург), получившая образование и профессию физического терапевта за рубежом:

«В нашей стране физиотерапия – то, чем занимаются физиотерапевты в поликлиниках, — означает лечение с помощью природных, или преформированных, то есть измененных, природных факторов, — объясняет Екатерина Клочкова. — Это свет, тепло, электромагнитное излучение — наши привычные УВЧ, электрофорез. Еще есть врач по лечебной физкультуре (ЛФК), и его специализация – только лечебная физкультура. Физиотерапевт или врач ЛФК могут дополнительно назначить массаж. Иногда в поликлиниках встречаются рефлексотерапевты и мануальные терапевты, но их может и не быть.

«Физический терапевт – это та специальность, которая охватывает все физические методы лечения»».

При этом физическая терапия опирается не столько на медицинский диагноз, столько на то, каким образом ограничение функций организма конкретного человека влияет на его способность к движению. «Я всегда смотрю на функцию, зачем человеку это движение, и какие функциональные ограничения являются сейчас ключевыми для независимости клиента, — пояснила врач. — Например, для того, чтобы научиться кататься на велосипеде, человеку необходимо взять велосипед и отправиться на улицу. Только падая, вставая и вновь пытаясь поехать, он будет учиться новым двигательным навыкам. В этом случае никому не придет в голову пройти курс массажа или иглорефлексотерапии для того, чтобы, улучшив функцию мышц, обучиться кататься. Точно так же человек с двигательными нарушениями может освоить новый двигательный навык только с помощью активного движения». Физический терапевт никогда не делает «пакетных назначений», как, например, 10 занятий ЛФК и 10 сеансов массажа для ребенка с ДЦП. Он решает только конкретные задачи. При этом результат должен быть измеримым, достижимым и привязанным к определенному сроку. Например, работая с трехлетним мальчиком, у которого была дискинетическая форма церебрального паралича, физический терапевт предложил родителям несколько целей на ближайшую перспективу. Одна из них выглядела так: через два месяца ребенок должен проходить без опоры 10 шагов в горку и под горку по ровной поверхности (угол наклона до 5 градусов). Для достижения этого результата врач порекомендовал определенные упражнения и научил родителей, как их следует выполнять. «В современной физической терапии применяются только методы, эффективность которых была доказана в ходе научных исследований», — подчеркнула Екатерина Клочкова.

Где готовят физических терапевтов, если в России такой специальности нет?

В России физических терапевтов готовят в рамках различных международных образовательных проектов. Например, АНО «Физическая реабилитация» участвует в большой европейской программе, которая называется SOCRE (Developing Social Rehabilitation through Education; «Развитие социальной реабилитации через образование»).
  • Всего в Санкт-Петербурге с 1991 года реализовывалось, как минимум, три крупных международных проекта, направленных на поддержку постдипломного образования в области физической терапии, были и разные инициативы по развитию в России клинической практики.В 2015-2016 учебном году Санкт-Петербургский медико-социальный институт при поддержке Русфонда обучил физической терапии и эрготерапии более 40 человек из российских регионов. Это были специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ, Красноярска, Тольятти, Саратова.
На Западе система совсем другая. Для того, чтобы стать физическим терапевтом, нужно учиться этой профессии с первого курса вуза. Правда, специальность считается прикладной, и ее нет в программах так называемых классических университетов. «В Сорбонне или Оксфорде вы не выучитесь на физического терапевта. Но есть, например, очень уважаемый Кингстонский университет в Лондоне, там этому учат», — пояснила Екатерина Клочкова. «Обычно студент заканчивает курс бакалавриата и старается найти себе место в каком-нибудь крупном госпитале, потому что там предусмотрена система ротации, — рассказала она. — Он года три носится по разным отделениям и увеличивает свои компетенции во всех областях, которым учат физического терапевта: это общий курс реабилитации, травматология и ортопедия, сердечно-сосудистая патология, патология дыхательной системы, неврология. Затем он выбирает, пойдет ли он в гериатрию, педиатрию, или еще в какую-нибудь область».

Специализация у физического терапевта может быть самая разная.

«Если вы скажете, что ваша знакомая получала в Германии физическую реабилитацию после удаления опухоли груди, у российского врача глаза полезут на лоб: как же после онкологии подвергать человека воздействию, ведь это может усиливать метастазирование».

Но на самом деле существует физическая терапия в онкологии, и там есть масса вопросов, которые надо решать. Например, пациентка борется с отеком руки, нужен лимфодренаж, нужно восстанавливать подвижность плеча, нужно учить человека балансу в новой ситуации, потому что форма тела изменена, нужно увеличивать выносливость после химиотерапии», — привела пример Екатерина Клочкова.

«Огромные усилия физической терапии тратятся на предотвращение падений пожилых людей. Статистика очень плохая:

«в мире каждую минуту падают четыре бабушки и дедушки».

Упавший пожилой человек в течение следующего года, как правило, падает еще раз, то есть падение становится хроническим».

Как найти физического терапевта в своем городе?

На этот вопрос ответа, к сожалению, нет. Даже те люди, которые учились на Западе или участвовали в международных проектах в России, на своем рабочем месте называться физическими терапевтами не могут. В Санкт-Петербурге есть несколько учреждений, где используются методы физической терапии: АНО «Физическая реабилитация», университетская клиника Первого медицинского университета имени академика Павлова, ФГБУ Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. Специалисты, изучавшие физическую терапию при поддержке Русфонда в 2016 году, вернулись в свои города и работают там. Например, в Улан-Удэ, в обычной детской поликлинике, благодаря энергии одного доктора создана служба раннего вмешательства, в которой есть физический терапевт, рассказала Екатерина Клочкова. В Ярославском перинатальном центре такой специалист занимается с недоношенными детьми. В Туле Благотворительный фонд «Обнаженные сердца» организовал стажировку сотрудников ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» в Университете Нью-Мексико (США), которая расширила их знания, в том числе, в области физической терапии. В Москве Благотворительный фонд КПМГ на базе трех профильных НКО в начале 2017 года запустил проект «Уверенное начало». В его основе лежит модель трансдисциплинарного раннего вмешательства. В семью, где есть ребенок с тяжелыми двигательными нарушениями, приходит консультант, занимается с малышом и обучает родителей, а если возникают дополнительные вопросы, к их решению подключаются другие специалисты — супервизоры. В этом проекте также применяются принципы физической терапии.

Что произойдет, когда специальность «физический терапевт» в России появится официально?

«Профессиональные стандарты для специальности «физический терапевт» уже разработаны, они прошли юридическую экспертизу и ушли в Минтруд. Минтруд сейчас должен запустить процесс их утверждения», — сообщила Екатерина Клочкова.

Однако введение стандарта – это только первый шаг.

«Стандарт потребует реформы всей имеющейся системы реабилитационной помощи, — продолжила эксперт».

— Представьте себе какой-нибудь реабилитационный центр. В его штате есть, допустим, инструкторы по лечебной физкультуре с медсестринским образованием. На самом деле нельзя допускать, чтобы человек три года учился в медицинском колледже, потом четыре месяца проходил первичную специализацию и шел работать. Это опасно, потому что такой сотрудник должен многое уметь и многое понимать.

По новым стандартам, эту работу должны выполнять люди с высшим образованием, то есть инструкторов придется заменить. А тот, кто уже имеет диплом врача, должен будет пройти двухгодичную переподготовку, если он хочет работать физическим терапевтом. Причем лишь очень немногие вузы способны такую переподготовку проводить».

«Что касается пациентов, то для них принятие новых профстандартов сделает физическую реабилитацию более качественной и доступной».

«Сейчас целые группы пациентов не могут получить помощь. Например, если вы банально сломаете ногу, то нет человека в нашей системе, который вам поможет перейти с одной трости на другую трость», — отметила Екатерина Клочкова.

К чему должен быть готов пациент, обращаясь к физическому терапевту?

«К сотрудничеству. Наша задача – подключить пациента и его близких к решению проблемы. Может быть, вы видели когда-нибудь картинку: ромашка, где в середине пациент, а вокруг него разные специалисты. Современный взгляд отличается от этой картинки: пациент – не объект воздействия, он тоже «лепесток», а в центре – конкретная проблема, которую он решает, прилагая усилия вместе со специалистами», — объяснила врач.

Не все пациенты (или их родители) готовы к такой работе. Ведь физический терапевт захочет получить ответы на множество вопросов:

«Чего вы хотите, чтобы ваш ребенок достиг, занимаясь по несколько часов в день?»

Я вижу, что у вас церебральный паралич, но вы скажите, какие именно нарушения движения мешают ребенку в повседневной жизни? Как ему это мешает, когда он играет? Как он сидит, как он лежит, как вы его моете в ванной? Когда ребенку нужна поддержка? Что он может, а что он не может?» «Это бесконечный процесс коммуникации и совместного принятия решений, — подчеркнула Екатерина Клочкова. — Часто пациенты или их родственники надеются получить готовые выводы: скажите, сколько раз нам делать это упражнение. В нашем лагере (в Сочи) одна мама призналась: я думала, что буду в 9 утра ребенка отдавать, а вечером забирать. Но если мама не понимает, что такое проблемы человека с гемиплегической формой церебрального паралича, то даже если мы потратим 24 часа в сутки и удочерим девочку на эти две недели, то толка не будет. Потому что мама должна понимать, или сам ребенок должен понимать, если он старше, в чем его проблема, и как мы ее решаем».

Многие родители не готовы согласиться с тем, что курс физической реабилитации будет бесполезен, если не продолжить его по месту жительства. Но реальность такова: «Самое большое количество проблем возникает там, где человек живет. А самое большое количество ресурсов тратится на региональном уровне и уровне страны.

«По месту жительства практически никакой специализированной помощи нет, если человек живет в небольшом городе».

Я была в нескольких прекрасных маленьких городах и поселках городского типа. Там есть детская поликлиника, в ней есть кабинет ЛФК, может быть, есть массажист. Все», — отметила ранее директор АНО «Физическая реабилитация». Порой родителям бывает сложно применять развивающий подход, им проще взять ребенка и «выдернуть его как морковь» из коляски или кроватки. Но если, допустим, ребенок с тяжелым церебральным параличом может опираться на ногу, и ему нужно лишь помочь правильно поставить ее на пол, то надо позволить ему это делать. Тогда характер помощи изменится и будет больше соответствовать ситуации. «Если не удастся поддержать этот компонент движения, пока ребенок маленький, значит, когда ребенок станет больше, ему продолжат помогать. Но когда ему будет не три, а двадцать три года, вы уже не сможете взвалить его на плечо и отнести, куда нужно», — объяснила физический терапевт. «Мы регулярно сталкиваемся с тем, что ребенку не дают времени, чтобы залезть на стул, чтобы научиться одеваться и раздеваться», — добавила она.

О каком пациенте мечтает физический терапевт? Примерно о таком: «В лагере была четырехлетняя девочка, которая четко сказала: я хочу носить мячик так же, как другие дети, чтобы он у меня не вываливался».

Источник: Милосердие

Нина КАЙШАУРИ

Вернуться к списку статей

confidentstart.ru

Вместе мы сможем сделать больше

Чтобы понять, что такое физическая терапия, можно посмотреть систему служб реабилитации в других странах. В большинстве стран основу реабилитационной помощи составляют две независимые специальности: физическая терапия и эрготерапия. Название специальности физическая терапия (Phiz­ical Ter­apy) в разных странах может отличаться и зависит, в основном, от исторических корней этой профессии в этой стране. В постсоветских странах предпочтительно использовать название «физическая терапия» и «физический терапевт», чтобы не возникло путаницы с врачебной специальностью «врач-физиотерапевт» и областью медицинской практики «физиотерапия». Физическая терапия — это медико-социальная специальность, направленная на помощь людям с различными состояниями, при которых нарушены движения, двигательные возможности ограничены, а мобильность снижена.

Кто такие физические терапевты?

Кратко можно сказать так: физические терапевты помогают клиентам в максимально возможной степени развивать, поддерживать и восстанавливать двигательные и функциональные возможности. В тех странах, где существует эта специальность, пациент может обратиться за помощью к физическому терапевту напрямую, направлений врача или другого медицинского работника не требуется. Физические терапевты не подчиняются врачам, а работают с ними, медицинскими сёстрами и другими специалистами как равноправные члены одной команды, имеющие общую цель — помощь конкретному клиенту. И каждый член команды, в том числе и физический терапевт, несет профессиональную ответственность за свою работу.

Таким образом, физические терапевты: — не врачи, хотя они имеют высшее образование и глубокие знания по анатомии, физиологии, патологии и другим дисциплинам, которые необходимы, чтобы работать с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности; — не медицинские сёстры, хотя они могут эффективно помогать в уходе даже за самыми тяжёлыми больными и решать ежедневные проблемы, связанные, например, с кормлением, перемещением с кровати на инвалидную коляску; — не тренеры и не педагоги, хотя они могут научить правильному движению или тому, как правильно выполнять самые разные упражнения или виды деятельности, а также разработать режим тренировок; — не специалисты по АФК или спорту для людей с инвалидностью, хотя они помогают людям с ограничениями жизнидеятельности улучшить состояние и найти свой путь социализации;

 — не социальные работники, хотя они тоже вступают с клиентом и его близкими в тесные взаимоотношения, стремясь эффективно решать ежедневные проблемы и помогают человеку достичь максимальной независимости

С кем работают физические терапевты?

С людьми всех возрастов, они оказывают помощь клиентам, как с острыми нарушениями, например травмой, так и с хроническими, например, spinа bifi­da или церебральный паралич.

Какие методы работы используют физические терапевты?

Физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, воды и тд. Но в фокусе физической терапии находится движение, причём максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание главной целью своей деятельности. А также методы работы физических терапевтов основываются на научном подходе и принципах доказательной медицине, то есть эффективность того или иного метода/​методики была доказана в исследованиях.

Что делает в своей работе физический терапевт?

В своей работе физические терапевты используют проблемно-ориентированный подход, он даёт нам структурированный аргументированный план вмешательств, вытекающий из актуальных проблем клиента. Процесс работы состоит из следующих шагов: оценка или сбор информации, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценка эффективности вмешательства.

Вмешательство физического терапевта это: — специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов; — приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение; — выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/​или препятствующих возникновению осложнений; — техники и приемы правильного перемещения пациентов; — подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

 — обучение клиентов и их родственников (если им приходится перемещать пациента) правильному двигательному поведению.

Цель работы физических терапевтов: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем!

Е.В. Клочкова; Введение в физическую терапию; Москва 2014г

helpspinabifida.ru


Смотрите также